ГЛАВНОЕ МЕНЮ Год памяти и славы ВАЖНОЕ |
МЕТОДЫ ПРОФДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ
Автор: admin Раздел: Профориентация
Сайт автора: Email автора:
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Профессиональная ориентация — руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Существует множество теорий профориентации, отцом которой по праву считают Френка Парсона. В основе его теории лежат три фактора: 1 — индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы человека; 2 — особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку; 3 — правильное соотнесение между собой 1-го и 2-го факторов. Концепция Пирсона стала вызывать критику, когда психология достигла более высокой степени развития и ученые доказали, что развитие не заканчивается в 18—20 лет, оно продолжается всю жизнь. Имеются и критические и сензитивные периоды, какие-то функции развиваются быстрее, какие-то медленнее. Таким образом, еще одним подходом к проблеме профориентации стала концепция возрастного развития. Ее сторонники считали, что профессиональное развитие непрерывно, складывается из ряда фаз, — имеются типы профессионального развития, стадии профессионального развития опираются на возрастное развитие. Третья концепция — концепция индивидуальности. В основе ее лежит глубокое изучение личности человека, ее ориентации, мотивов, особенностей структуры. Теории Анны Анаста-зи, Леона Тайлера говорят, что в основе профконсультации лежит самопонимание; благодаря самопониманию человека можно подвести к правильному выбору. Выбирающий профессию становится активным субъектом консультирования. Тесты используются как инструмент для информации, при помощи которой человек начинает понимать себя. У нас в стране существует несколько концепций профориентации. Например, концепция «индивидуального стиля деятельности» Е.А.Климова, концепция К.М.Гуревича, который выделяет 2 вида профпригодности: абсолютную и относительную, в зависимости от основных свойств нервной системы человека; существует концепция профессиональной адаптации и др. Профориентационная работа в школе — это, как правило, конкурсы по профессиям, оформление кабинетов, встречи с интересными людьми, получение узкой специальности в УПК, причем далеко не всегда соответствующей склонностям самого ученика. Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии — одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит: а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; б) определение социальных установок и помощь в их формировании; в) определение мотивации выбора и ее структуры; г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; д) определение выраженности и структуры способностей; е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.); ж) осуществление профподбора, при необходимости — первичного профотбора; з) определение степени соответствия «профиля личности» ипрофессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся; и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии». Начинать профориентационную работу школьному психологу лучше всего с профориентационной беседы. Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы: кто я? какой я? зачем я? кем я могу быть? кем я хочу быть? кем мне надо быть? как осуществить намеченные планы. Литература: 1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. : Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982. – Кн. 1. 2. Грищенко Н.А., Головей Л.А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. – Л., 1988. 3. Климов Е.А.. Чистяков С.Н. Выбор профессии. – М,. 1988 4. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации. – Пермь.1989. [ Скачать ![]() |
Архив Мы ВКонтакте Ссылки
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Российское образование. Федеральный образовательный портал Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ) Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации (ГИА) Квест по цифровой грамотности для школьников Сетевичок
Единое окно доступа к образовательным ресурса Интернет-портал правовой информации Сервисы На сайте:
Сейчас online: 9
Гости
Пользователей: 1 Гостей: 8 |
Навигация |
Категории |
|
Мы есть: |