|
ГЛАВНОЕ МЕНЮ Год памяти и славы ВАЖНОЕ |
МЕТОДЫ ПРОФДИАГНОСТИКИ УЧАЩИХСЯ
Автор: admin Раздел: Профориентация
Сайт автора: Email автора:
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2—2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10—15% увеличивает производительность труда и в 1,5—2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Что означает правильный выбор профессии? Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Профессиональная ориентация — руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека. Существует множество теорий профориентации, отцом которой по праву считают Френка Парсона. В основе его теории лежат три фактора: 1 — индивидуальные способности и особенности, возможности, умения, интересы человека; 2 — особенности профессии, требования, которые она предъявляет к человеку; 3 — правильное соотнесение между собой 1-го и 2-го факторов. Концепция Пирсона стала вызывать критику, когда психология достигла более высокой степени развития и ученые доказали, что развитие не заканчивается в 18—20 лет, оно продолжается всю жизнь. Имеются и критические и сензитивные периоды, какие-то функции развиваются быстрее, какие-то медленнее. Таким образом, еще одним подходом к проблеме профориентации стала концепция возрастного развития. Ее сторонники считали, что профессиональное развитие непрерывно, складывается из ряда фаз, — имеются типы профессионального развития, стадии профессионального развития опираются на возрастное развитие. Третья концепция — концепция индивидуальности. В основе ее лежит глубокое изучение личности человека, ее ориентации, мотивов, особенностей структуры. Теории Анны Анаста-зи, Леона Тайлера говорят, что в основе профконсультации лежит самопонимание; благодаря самопониманию человека можно подвести к правильному выбору. Выбирающий профессию становится активным субъектом консультирования. Тесты используются как инструмент для информации, при помощи которой человек начинает понимать себя. У нас в стране существует несколько концепций профориентации. Например, концепция «индивидуального стиля деятельности» Е.А.Климова, концепция К.М.Гуревича, который выделяет 2 вида профпригодности: абсолютную и относительную, в зависимости от основных свойств нервной системы человека; существует концепция профессиональной адаптации и др. Профориентационная работа в школе — это, как правило, конкурсы по профессиям, оформление кабинетов, встречи с интересными людьми, получение узкой специальности в УПК, причем далеко не всегда соответствующей склонностям самого ученика. Участие в профориентации и помощь учащимся в обоснованном выборе профессии — одна из важнейших сторон работы школьного психолога. В содержание этой деятельности входит: а) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; б) определение социальных установок и помощь в их формировании; в) определение мотивации выбора и ее структуры; г) формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний; д) определение выраженности и структуры способностей; е) определение уровня развития различных сторон личности, динамики и вариативности проявлений, жизненного стиля, возможной «цены» деятельности (конфликтность, напряженность, тревожность, склонность к монотонии, потенциальные возможности и их реализация, устойчивость и настойчивость, целеустремленность и т.п.); ж) осуществление профподбора, при необходимости — первичного профотбора; з) определение степени соответствия «профиля личности» ипрофессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся; и) участие в проведении занятий с учащимися по курсу «Основы выбора профессии». Начинать профориентационную работу школьному психологу лучше всего с профориентационной беседы. Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы: кто я? какой я? зачем я? кем я могу быть? кем я хочу быть? кем мне надо быть? как осуществить намеченные планы. Литература: 1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. : Пер. с англ./Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М., 1982. – Кн. 1. 2. Грищенко Н.А., Головей Л.А., Лукомская С.А. Психологические основы профориентации в школе и ПТУ. – Л., 1988. 3. Климов Е.А.. Чистяков С.Н. Выбор профессии. – М,. 1988 4. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации. – Пермь.1989. [ Скачать Файл поврежден или отсутствует :( ] Загрузок: 0
|
Архив Мы ВКонтакте ССЫЛКИ
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Российское образование. Федеральный образовательный портал Единое окно доступа к образовательным ресурса Интернет-портал правовой информации Сервисы На сайте:
Сейчас online: 5
Гости
Пользователей: 1 Гостей: 4 |
Навигация |
Категории |
|
Мы есть: |