ГлавнаяРегистрацияВходВ закладки
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Бегущая строка в HTML ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ: 8-800-200-122 режим работы с 9-00 до 20-00 ежедневно, 8-(4822)-55-82-22 режим работы круглосуточно
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Год памяти и славы
Прием в 1-е классы
ВАЖНОЕ
Шпаргалка для родителей от психолога
Автор: admin  Раздел: советы   Сайт автора:   Email автора:
Если ребёнок всё время льнёт к вам

Если ребёнок не отходит от вас ни на шаг, льнёт к вам, цепляется за вас, это может быть показателем нервного напряжения, которое он испытывает. Такое поведение бывает достаточно типичным, если ребёнок только пошёл в школу или болел, если в доме появился малыш или не удовлетворены какие-то его оп-равданные потребности. Например, в общении, ласке, игре, движении, сне.


Как предотвратить проблему
Предлагайте ребёнку больше увлекательных активных практических заня-тий. Дайте ему достаточно свободы, чтобы действовать так, как он считает нуж-ным.
Снимите чувство незащищённости и неуверенности тем, что из разных кон-цов комнаты говорите с ним: «Я вижу тебя, ты снимаешь колечки с пирамидки», «Ты решил покачать куклу?»
Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребёнка: у него долж-но быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользова-нии игрушки. Если ребёнок испытывает потребность грызть что-нибудь, поставьте на видное место мисочку с кусочками моркови, капусты, репы, яблока.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если вы знаете, что ребёнок переживает временный сложный период, связанный с семейными обстоятельствами, то какое-то время уделяйте ему до-полнительное внимание.
Введите ограничитель вашего прямого контакта, например, поставьте тай-мер и скажите: «Через две минуты я займусь своими делами, а ты выберешь се-бе игру».
Не потакайте зависимому состоянию ребёнка, слишком долго обнимая его. Обнимите и отведите на то место, где он может играть.
Не толкайте и не тяните ребёнка, это ещё сильнее усугубит ощущение не-защищённости. Поддержите его, похвалите, когда он будет играть на расстоя-нии: «Умница, играй с куклами. Я буду гладить бельё».
Пригласите в гости друзей или сверстников ребёнка, предложите им раз-ные игры и игрушки. Попросите малыша научить друзей играть в его любимую игру.
Обеспечьте ребёнка обязанностями по дому: убирать со стола, подметать, наливать воду в кошкину мисочку.







Рассеянные дети

Дети, как правило, хотят избавиться от своих недостатков, потому что они видят негативное отношение к ним взрослых. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив её причины. Возможно, у ребёнка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может раз-личить на расстоянии то, о чём вы спрашиваете. В конце концов, ребёнок может задуматься, мечтать или фантазировать.


Как предотвратить проблему
Проверьте у педиатра слух и зрение ребёнка.
Попросите ребёнка рассказать или нарисовать то, о чём он так долго раз-думывал (возможно, у него богатый внутренний мир, тогда это совершенно другая сторона дела).
Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком отвлекающее, чтобы у малыша не было слишком много игрушек.
Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объ-ём информации, который вы даёте.

Как справиться с проблемой, если она уже есть
Чаще занимайтесь с ребёнком один на один, так ему легче сосредоточить-ся.
Для того, чтобы ребёнка ничто не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.
Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его рассе-янное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог так надолго сосредото-читься, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Не перегружайте ребёнка заданиями, требующими максимального сосре-доточения, чтобы не получить обратного эффекта – чувства сопротивления, ску-ки, отторжения.


Стеснительные и замкнутые

Эта черта характера может сохраняться у человека всю жизнь, и часто люди говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая само-оценка. Ребёнку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.


Как предотвратить проблему
Сделайте так, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым, желанным, ува-жаемым.
Бережно относитесь к идеям и высказываниям малыша, даже если это про-сто робкие попытки как-то подать голос.
Как можно чаще называйте ребёнку его положительные, сильные черты с тем, чтобы у него формировался положительный образ себя.
Поддерживайте и поощряйте инициативы ребёнка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребёнок проявляет стеснительность в разумных пределах, отнеситесь к этому как к индивидуальной особенности. Вмешаться стоит только тогда, ко-гда вы видите, что стеснительность приводит к серьёзным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры, занятия.
Не «давите» на ребёнка, не подчёркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.
Начните играть или выполнять какое-то задание вместе с ребёнком. Через некоторое время предложите другим детям присоединиться к вам. Когда они разыграются, тихо удалитесь.
Обязательно научите ребёнка нужным словам – как предложить сверстни-ку играть вместе.
Каждый раз, когда ребёнок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».
Ограничьте время, которое ребёнок может находиться в уединении, скажи-те, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.
Не ждите скорых перемен.



Если ребёнок слишком много смотрит телевизор

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у теле-визора, не выбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие цен-ности пропагандируют та или иная передача, не пытаются помочь ребёнку ос-мыслить то, что он смотрит. Тогда дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрес-сивными, шумными и опасными.
Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из сюжета, совершенно не соответст-вует действительности.


Как предотвратить проблему
Посмотрите сами те передачи, которыми увлечены ваши дети, чтобы по-знакомиться с главными героями и попытаться понять, что их делает такими привлекательными для детей.
Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, теле-передач прогулкой, совместной игрой, чтением.
Побуждайте ребёнка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепере-даче. Задавайте вопросы о том, в каких случаях ему могут пригодиться эти зна-ния.





Если ребёнок испытывает страхи

Страхи возникают потому, что у младших школьников сильно развито воображение, и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «если темно – не видно опасности, а если её не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми и в то же время им ещё нужна защита взрослого.
Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них сильно развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые не-имоверные взаимосвязи, и в то же время правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет.
Страх перед чудовищами может представлять собой проявление повышен-ной тревожности ребёнка.
Переживать страхи – это нормально, если только они не начинают мешать ребёнку играть, заводить друзей и быть самостоятельным (в разумных преде-лах).


Как предотвратить проблему
Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.
Относитесь с участием ко всем чувствам малыша, даже если вам не нра-виться, как он себя ведёт: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
Разными способами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, сочинить страшные истории и записать их.
Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.


Как справиться с проблемой, если она уже существует
Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.
Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оста-вим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь по-звать меня.



Если ребёнок дерётся

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероят-но, это объясняется целым комплексом причин – мужские гормоны, ожи-даемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринять, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.
Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепереда-чах и переносят некоторые действия в свои игры. Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защи-тить себя, где нужно – уйти от драки.


Как предотвратить проблему
Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их ис-ключить полностью.
Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выхода энергии – не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах. Сделайте дома подобие боксёрской груши.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребё-нок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».



Если ребёнок часто устраивает истерики

Причин этому может быть множество – слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его нуждам или жёст-кие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, чрезмерная избало-ванность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему
Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребёнку возмож-ность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и под присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы дей-ствия ребёнка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения – добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негатив-ное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
Если своей истерикой ребёнок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать остальным».
Попросите, чтобы вместе с вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцируе-те ребёнка на истерики.
Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами се-мьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.



Если ребёнок ябедничает

Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Де-ти часто ябедничают, считая, что могут возвысить своё «Я» за счёт представле-ния других детей в дурном свете.


Как предотвратить проблему
Как можно чаще проявляйте к своему ребёнку заботу и внимание, говорите ему о положительных чертах его характера.
Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о его приятелях.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь, недослушав ребёнка, вы никогда не поймёте, что движет им – желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.
Попросите ребёнка поговорить о поступке, о котором он сейчас рассказы-вает вам, с ребёнком, его совершившим, а не с вами.
Спросите «ябеду», как бы он сам поступил в подобной ситуации.
Похвалите ребёнка, когда он просто беседует с вами: «мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».



Если ребёнок часто обманывает

Все дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они делают так потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не по-могут и поведения не изменят.
Вместо этого взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти своё лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это на счёт поведения, типичного для ребёнка.
Иногда можно принять за ложь фантазии ребёнка. К обману они никакого отношения не имеют.


Как предотвратить проблему
При всякой возможности старайтесь показать ребёнку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмена интересно, но он не настоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».
Постарайтесь не ставить ребёнка в ситуации, когда он будет вынужден оп-равдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?» - лучше спросите: «Что произошло, когда вы поссорились?»
У ребёнка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это воз-можно только тогда, когда он будет твёрдо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребёнок врёт вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.
Если вы твёрдо знаете, что ребёнок сейчас лжёт, скажите: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», - давая ему понять, что отличаете ложь от правды.
Никогда не спрашивайте у ребёнка, правда ли то, что он сейчас рассказыва-ет, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.
Упорное враньё – сигнал того, что ребёнок сильно неуверен в себе: он ис-пытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окру-жающих.
Если обман связан с отрицанием факта совершения поступка, скажите «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе ре-шим, что нужно сделать».





Если ребёнок упрямится

Причинами такого поведения далеко не всегда являются личные особенно-сти ребёнка. Чаще всего это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих лишающих инициативы и самостоятельности.
Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры». Что значит «упрямиться»? проанализируйте примеры упрямства. Спросите у других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.



Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если всё дело в ваших действиях – начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребёнка. Выделите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.
Измените свой словарь. Исключите выражения, подчёркивающие негатив-ные стороны действий ребёнка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т.д. напротив, используйте слова, подчёркивающие эффективность действий, инициативы малыша: «Ты решил сам надеть ботинки, и у тебя всё получилось», - характеризующие его лучшие стороны и достижения: «Я рада, что ты не забыл положить щётку на место»; «Я любуюсь твоими игрушками – там такой поря-док». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?
Попробуйте разобраться, чего не любит ребёнок и чем совершенно безбо-лезненно для него и вашего родительского авторитете это можно заменить. На-пример, ребёнок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли за-менить это принятием душа? Следует также спросить его самого, что может сде-лать купание в ванне приятным.
Не пытайтесь «переупрямить» упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и то-гда он в другой раз найдёт, как применить свою власть над вами.




Маленькая «коробочка»

Многие взрослые считают склонность ребёнка к накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревогу, если только собирание и сохранение предметов не мешает ребёнку играть, заводить друзей, не принимает болезненного характера.
Иногда, как правило, это бывает в младшем школьном возрасте , дети на-чинают собирать коллекции. Это могут быть камешки или винтики, наклейки или машинки. Смысл коллекционирования не в ценности собираемых предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая самостоятельно приобретённая собственность ребёнка.


Как предотвратить проблему
Если вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что имен-но начинает собирать ребёнок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать их, подобрать место для хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать лишнее. (Не выбросить, а, возможно, отделить.)
Собственность требует уважения, признания прав собственности.
Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, например), не от-бирайте у ребёнка прав управлять собственностью. Не удивляйтесь исчезнове-нию отдельных экземпляров – дети часто используют эти предметы для приоб-ретения друзей. Если у ребёнка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Не сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребёнку, что это му-сор, что это следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.
Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» - разные мелочи, которые вы с удовольствием дарите друзьям, используете для творчества.
Предложите ребёнку поменяться с вами какими-либо предметами, воз-можно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство особой привязанности, зависимости от предметов.



Воровство

Если только ребёнка не учит воровать кто-нибудь из взрослых, что встреча-ется довольно редко, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувст-вует себя чем-то обделённым. Такому ребёнку кажется, что он лишён чего-то такого, что есть у других детей. Если школьники обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства они покупают себе подарки.
Иногда ребёнок кладёт в карман игрушку просто по привычке класть всё в карман, не задумываясь о том, что совершает что-то неправильное.


Как предотвратить проблему
Позаботьтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым вашим вни-манием, заботой.
Помогите ребёнку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если подозреваете, что ребёнок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребёнок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспо-койства и обязательно извинитесь.
Если вы поймаете ребёнка на воровстве, то спокойно попросите его поло-жить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.
Предоставляйте ребёнку больше возможностей выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости.
Если другим детям становится известно, что ребёнок ворует, поговорите с ними о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой.
Обсудите вместе с другими членами семьи, с воспитателями возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.


Злость и жестокость

Видеть в детях злость и жестокость всегда тревожно и неприятно. Мы заду-мываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступле-ния, не обращая внимания на боль и страдания других людей.
Дети, которые часто проявляют злость и жестокость, могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищёнными, нелюбимыми или слишком часто ви-дят образцы такого поведения вокруг себя.


Как предотвратить проблему
Следует проявлять к ребёнку эмпатию, не рассматривая его как проблему. Нужно дать понять малышу, что он хороший, достойный любви человек, но не-которые его поступки вы не одобряете.
Признайте гнев, ярость ребёнка приемлемыми чувствами, но покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был зол. Это нормальное человеческое чувство. Если тебе не нравится то, что делает …, скажи об этом словами или выбери для игры кого-нибудь другого». «я понимаю, что ты не любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к своим деткам».


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставьте ребёнка в полной мере осознавать, к каким результатам привело его поведение. «Когда ты выгнал Андрея из игры, он очень обиделся, ему было больно от такой несправедливости».
Поймите, что ребёнок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счёт того, что обижает других. Помогите ему увидеть в себе хорошее, ни-как не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так любишь и умеешь рисовать, что все дети с удовольствием просят тебя по-мочь».
Не скупитесь на ласку, когда ребёнок проявит хорошие чувства по отноше-нию к другим: «Ты помог Коле, ты хороший друг».
Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу». «Никто не имеет права делать мне больно».





Если дети балуются

Этот тип поведения довольно распространён среди младших школьников. Если дети дурачатся слишком часто или не в подходящее время, то это может вызвать серьёзные проблемы.


Как предотвратить проблему
Предоставляйте детям больше возможностей баловаться и даже поощряй-те их к этому в специально отведённое время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, взрослым весело на них смотреть.
Иногда сами предлагайте побаловаться, помогайте детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Может сказаться так, что ребёнок, который слишком много дурачиться или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьёзных про-блем в своей жизни.
Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Та-кого же рода поведение может развиться в следствие того, что он видит внима-ние, восхищение других детей и некоторых взрослых.
Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребёнок за «маской шута», что пытается заглушить таким поведением.
Если увидите, что ребёнок спокоен и серьёзен, используйте эту возмож-ность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую он не увидит никто, кроме вас двоих.
Если ребёнок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твёрдо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьёзным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».











Если ребёнок плохо ест

Время еды должно быть периодом отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее, дети часто именно во время еды втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.


Как предотвратить проблему
Вы являетесь для ребёнка главным примером поведения за столом, поэто-му должны есть вместе с ним и то же, что и он.
Малышу следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно.
Можно сказать: «Пожалуйста, скушай по маленькой порции каждого блю-да, иначе это будет невежливо».
Ребёнок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому ку-сочку». Если на него не давить, то рано или поздно он начнёт есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению здорового отношения к ней.
Во время еды вовлекайте ребёнка в неторопливый разговор.
Почаще что-нибудь готовьте вместе.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребёнок слишком быстро заглатывает пищу, накладывайте еду в та-релку понемногу, но обязательно скажите малышу, что приготовили еды доста-точно и можете дать ему добавки.
Объясните ребёнку, что пищу нужно жевать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожёванной пищи больше полезных веществ, это помогает че-ловеку расти высоким, красивым и сильным.
Если ребёнок ест слишком вяло, накладывайте ему в тарелку пищу понем-ногу, постепенно добавляя её. Объясните ему, что с маленькой порцией спра-виться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внима-ния, чтобы не усугубить ситуацию.
Если ребёнок слишком привередлив в еде, для начала давайте ему новую еду маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благожелательный тон, продемонстрируйте своё положи-тельное отношение к конкретной еде.









Если ребёнок сосёт палец

Для детей меньше четырёх лет это не является тревожным симптомом, на него не нужно обращать слишком много внимания. Для более старших это счи-тается проблемой, так как значительно увеличивается риск зубных аномалий. Если ребёнок, который сосёт палец, страдает ещё какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь, в первую очередь, психо-логическими проблемами.


Как предотвратить проблему
По возможности оберегайте ребёнка от стрессовых состояний, вызываю-щих потребность в успокоении.
Если ребёнок подвергается стрессу, выражайте максимум внимания его пе-реживаниям и чувствам, помогите сформулировать совами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.
Предоставьте больше возможности для творчества – рисования, лепки, иг-ры.
Предложите нарисовать то, что его беспокоит.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Все привычки, которые действуют на ребёнка успокоительно, искоренить очень трудно. важно иметь терпение и быть спокойным и последовательным.
Когда ребёнок начнёт сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» - предложите взять в руки большую мягкую игрушку, поле-жать на подушке, полистать книжку.
Когда вы видите, что ребёнку удаётся некоторое время не ссосать палец, тихонько скажите ему: «ты можешь по-настоящему гордиться собой за то, что в состоянии так долго держать палец подальше ото рта».
Так как привычки – это чаще всего неосознанные действия, ребёнок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать его перед дру-гими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.





Если ребёнок дразнится и ругается

Эта проблема представляет определённую сложность, потому что, с одной стороны, взрослые не хотят «спускать» использование бранных слов, а с другой стороны, знают, что если на это не обращать внимания, то дети будут ругаться ещё больше.


Как предотвратить проблему
Поговорите с ребёнком о значении слов, которые люди обычно используют для того, чтобы выразить отрицательные эмоции. Например: мне не нравится, я рассердился, мне неприятно, я злюсь, мне больно и т.д.
Когда ребёнок выражает свои чувства приемлемыми словами, похвалите его: «Это просто замечательно, что ты по-человечески объяснил нам, что ты чув-ствуешь».


Как справиться с проблемой
Сначала нужно разобраться, почему ребёнок говорит бранные слова. Это может быть желание привлечь к себе внимание взрослого или других детей. Это может быть одним из способов обрести некоторую власть над другими, выводя взрослых из терпения, обижая детей. Это может быть автоматическая реакция на обиду или злость – ребёнок видит, что родители поступают именно так.
Если ребёнок ищет внимания и власти – полностью проигнорируйте его слова. Если другие люди или дети пожалуются вам на это, скажите: «Я слышала и не обратила на это внимания. Вы можете сделать так же». Не проявляйте ни-какого волнения или гнева, так как ребёнок именно этого и добивается. Не-сколько минут спустя спокойно поговорите с ним о недопустимости использования таких слов.
Если ребёнок произносит бранные слова автоматически или в подражание взрослым, вмешайтесь мгновенно, но очень спокойно. Скажите ему, что эти слова могут обидеть других.




Если ребёнок слишком много капризничает и плачет

Такое поведении, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых или приводит к тому, что ребёнка начинают дразнить сверстники.
Чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.


Как предотвратить проблему
Убедитесь в том, что ребёнок здоров, в том, что никто не пугает его, не обижает исподтишка.
Предлагайте ему больше увлекательных активных практических занятий. Дайте достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.
Снимите чувство незащищённости и неуверенности тем, что из разных кон-цов комнаты говорите с малышом: «Я вижу, как ты рисуешь», «Ты решила при-брать в кукольной комнате?»
Старайтесь максимально удовлетворять потребности ребёнка: у него долж-но быть удобное место для отдыха и игр, должны быть в свободном пользова-нии игрушки.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если ребёнок капризничает, не реагируйте на его слёзы, но скажите: «Объ-ясни мне, в чём дело, и я буду знать, как тебе помочь».
Когда вы заметите, что ребёнок спокоен, скажите ему: «как приятно видеть (играть, разговаривать с тобой), когда ты не плачешь».
Как только ребёнок начинает говорить «капризным» тоном, прервите его и скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять, в чём дело».
Объясните ребёнку, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.







Если ребёнок вынуждает вас делать покупки

Это вполне распространённое явление. Чаще всего требованием покупок дети пытаются компенсировать недостаток внимания к себе со стороны взрос-лых. Новая игрушка, шоколадка вызывают чувство удовлетворения на некоторое время, но не надолго.
Кроме того, причиной такой требовательности могут быть неустоявшиеся интересы: сегодня это – рисование, завтра – динозавры и т.д.
Особое значение требование покупок может младший школьный возраст. В этом возрасте дети начинают приобретать друзей, а поводом для привлечения внимания служит предмет (игрушка, конфета, новое платье).


Как предотвратить проблему
Постарайтесь, чтобы ребёнок не испытывал дискомфорта от недостатка проявлений вашей любви и заботы. Вовсе необязательно делать для этого по-купки – шишка из леса «от зайчика», горсть желудей «из белкиного дупла» вы-зовут не меньше радости, разбудят воображение.
Всегда предупреждайте ребёнка о готовящемся походе в магазин за покуп-ками специально для него. Момент выхода в «свет», выбор покупки, участие в расчётах за неё вполне сообразны потребности ребёнка в социальных навыках и принесут удовлетворённость.
Не лишайте ребёнка права участия в обсуждении и планировании расходов семьи.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Если требование покупок неправомерны, не сообразны с вашим бюджетом и принимают характер истерик, старайтесь не обращать на такое поведение внимания, только следите, чтобы действия ребёнка не угрожали безопасности его и других.



Дети с повышенным чувством ответственности

Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребёнок просто бросается выполнять любое дело «для» и часто «за» другого ребёнка или взрослого. На первый взгляд, такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но только если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал, и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьёзные проблемы.


Как предотвратить проблему
Помогите ответственному ребёнку получить позитивную самооценку, осно-ванную на проявлениях творчества: «Что из сделанного за сегодняшний день заставляет тебя гордиться собой?»
Следите, чтобы дети менялись ролями в играх: «Ты уже была мамой, те-перь мамой будет Ира».
Объясните детям, как они могут помочь другим, ничего не делая за них: «Помоги найти ботинок, но не надевай ему на ногу»; «Положи одну часть голо-воломки, но не составляй её всю».


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Непременно вмешайтесь, если увидите примеры появления гиперответст-венности. Скажите ребёнку, что вы очень цените его помощь, но сейчас ему на-до заниматься своими делами.
Объясните малышу, что вам нравятся его рисунки и вы будете рады уви-деть его новую работу (рисунок, поделку).
Помогите ребёнку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам». «Давай мы обе будем мама-ми/врачами, а куклы будут нашими дочками/пациентами».
Поговорите с ребёнком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не постоянную готовность приёти на по-мощь).





Активные дети

Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется , чтобы всё вокруг было «чинным и благонравным». В то же время, для ребёнка движение – это признак, и средство развития и роста, т.е. естественная потребность.
В большинстве своём дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему сделать это можно, только поняв, действительно ли это проблема, а неестественная потребность ребёнка в движении, а также выяснив причины.


Как предотвратить проблему
Важно помочь перевозбудившимся детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.
Информируйте ребёнка заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденем-ся и пойдём гулять. Примерно через час вернёмся и будем обедать. Надевай са-пожки, куртку и пойдём».
По возможности, придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка в од-но и то же время.
Научитесь видеть положительные стороны в активности ребёнка: он быст-ро включается в действие, быстро выполняет работу.
Не предлагайте малышу занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте, в конце концов, рисовать можно стоя, и лёжа.


Как справиться с проблемой, если она уже есть
Слишком энергичному ребёнку нужно давать время и возможность вы-плеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружаю-щим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.
Чтобы помочь активному ребёнку сосредоточиться, возьмите его колени или придержите рукой за плечи.
Как можно чаще, когда малыш спокоен, давайте ему знать, что его сверхак-тивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».
Поручайте ему дела, в которых нужно проявление активности, - собрать всех к столу, принести необходимый предмет.

Одарённый ребёнок

Около пяти процентов детей рождаются одарёнными или талантливыми, это не зависит от доходов семьи, возраста родителей, национальности. Если не создать специальных условий для такого ребёнка, то, не реализуясь, способно-сти могут найти выход в плохом поведении.
Одарённый ребёнок обладает одним или несколькими качествами:
-хорошей памятью, особенно долговременной;
-большим словарным запасом;
-может сосредоточиться на долгое время;
-легко усваивает информацию, любит книги;
-очень наблюдателен и любознателен;
-проявляет устойчивый интерес к широкому кругу вопросов;
-рано проявляет способность сопереживать другим;
-проявляет большую энергичность;
-часто стремится в своих делах достичь совершенства, настойчив;
-у него развито чувство юмора;
-использует привычные предметы нетрадиционным способом;
-проявляет задатки лидера и владеет социал

[ Скачать Открыть файл 182.00 Кб ]   Загрузок: 3
Просмотров: 235
Дата: 2013-02-18 15:22:38
Комментариев: 0
Источник: Шмиголь Ольга Аркадьевна.
Имя:

Код:
Мы ВКонтакте
Ссылки

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство образования Тверской области

Президент РФ

> Правительство России

Рособрнадзор

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Российское образование. Федеральный образовательный портал

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации (ГИА)

Квест по цифровой грамотности для школьников Сетевичок

Российская электронная школа

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

ГосДума РФ

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Совет Федерации РФ

Портал госуслуг

Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурса

Портал Госуслуг

Единая коллекция ЦОР

Интернет-портал правовой информации

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Управление образования администрации города Торжка

На сайте:
Сейчас online: 2
Пользователей: 1
Гостей: 1
Гости
Навигация
Категории
Помощь
Мы есть:
ВКонтакте Газета
Наши контакты:
Тверская область, г.Торжок
ул. Кирова, д.31
телефон/факс: 8-48-(251) 9-13-75
почта: 1centr.torzok@mail.ru
© МБОУ "Центр образования", 2012 г.