ГлавнаяРегистрацияВходВ закладки
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Бегущая строка в HTML ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ: 8-800-200-122 режим работы с 9-00 до 20-00 ежедневно, 8-(4822)-55-82-22 режим работы круглосуточно
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Год памяти и славы
Прием в 1-е классы
ВАЖНОЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор: admin  Раздел: Информационная безопасность   Сайт автора:   Email автора:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНОВАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УЧЁТОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ АСПЕКТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учётом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности (далее – методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 8 приказа № 88 Минкомсвязи России 27 февраля 2018 года «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы».


Методические рекомендации направлены на организацию преподавания основ информационной безопасности в общеобразовательных организациях Российской Федерации.


Методические рекомендации разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с ФСБ России, Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Роскомнадзором, МЧС России и Минздравом России.


Задачи методических рекомендаций:


1.              &n bsp;   Оказание методической поддержки педагогических работников и сотрудников образовательных организаций России с целью организации обучения детей и их родителей (законных представителей) информационной безопасности;


2.              &n bsp;   Использование современных технологий и методик в организации обучения детей, в частности в рамках межпредметного обучения, внеурочной деятельности и других форм обучения;


3.              &n bsp;   Повышение уровня информационной грамотности педагогических работников и сотрудников администрации общеобразовательных организаций Российской Федерации в части тематических положений приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", ФГОС ООО, ФГОС НОО и ФГОС СОО;


4.              &n bsp;   Оказать методическую помощь администрациям субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и администрациям образовательных организаций в организации обучения детей, их родителей (законных представителей) и педагогических работников информационной безопасности;


5.              &n bsp;   Формирование тем и вопросов по вопросам информационной безопасности для включения в тематические учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы.


Методические рекомендации направлены на организацию обучения детей по следующим направлениям:


1.              &n bsp;   Организация обучения в рамках действующих учебных предметов и(или) использования межпредметного обучения;


2.              &n bsp;   Организация обучения в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, включая организацию отдельных учебных предметов, учебных курсов и внеурочную деятельность;


3.              &n bsp;   Организация обучения в рамках дополнительного образования.


Методические рекомендации ориентированы на следующие аудитории (далее - педагогические работники):


1.              &n bsp;   Учителя,  преподаватели и классные руководители;


2.              &n bsp;   Сотрудники администрации образовательных организаций по учебно-воспитательной работе, по воспитательной работе и безопасности образовательного процесса и обучающихся;


3.              &n bsp;   Ответственные лица в штате образовательных организаций в части психологического и воспитательного взаимодействия с обучающимися и педагогами (педагоги-организаторы, психологи, методисты и другие сотрудники образовательных организаций);


4.              &n bsp;   Ответственные лица в штате образовательных организаций в части дополнительного образования обучающихся и организации внеурочной деятельности.


Кроме этого, данные методические рекомендации могут быть использованы:


1.              &n bsp;   администрациями учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


2.              &n bsp;   организациями дополнительного образования;


3.              &n bsp;   профессиональными образовательными организациями;


4.              &n bsp;   и другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность для несовершеннолетних обучающихся.


Методические рекомендации содержат общие представления о сферах безопасности в информационном пространстве и мерах, которые реализуются в образовательной среде для обеспечения информационной безопасности обучающихся.


Методические рекомендации разработаны по методологии международного исследовательского проекта Еврокомиссии «EU Kids Online II» (2010-11 гг.), согласно которой риски (опасности) по данной классификации разделяются на четыре типа: контентные, коммуникационные, электронные (технические) и потребительские. Данная методология была использована при формировании заданий и продемонстрировала эффективность квеста по цифровой грамотности «Сетевичок», проводимого на площадке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества с 2014 года в рамках Единого урока по безопасности в сети «Интернет».


Методические рекомендации имеют следующую структуру:


1.              &n bsp;   Раздел «Актуальность информационной безопасности детей» направлен на ознакомление педагогических работников с основными причинами актуальности информационной безопасности детей, действующим законодательством и положениями нормативно-правовых актов, затрагивающих данную сферу;


2.              &n bsp;   Раздел «Основные аспекты информационной безопасности» содержит описание всех аспектов информационной безопасности, включающих теоретический и практический анализ рисков по информационным, потребительским, техническим и коммуникативным аспектам информационной безопасности, и некоторые вопросы обеспечения информационной безопасности детей для родителей (законных представителей);


3.              &n bsp;   Раздел «Организация обучения детей и родителей (законных представителей)» направлен на предоставление педагогическим работникам и сотрудникам образовательных организаций информации о различных механизмах организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей);


4.              &n bsp;   Раздел «Организация организационно-административных мероприятий администрациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными организациями по реализации методических рекомендаций» содержит перечень необходимых мер, которые могут быть реализованы администрациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными организациями в целях реализации данных методических рекомендаций;


5.              &n bsp;   Раздел «Организационно-административные мероприятия Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества» содержит перечень мер, реализуемых Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества в целях реализации данных методических рекомендаций, и порядок актуализации и обновления данных методических рекомендаций.


В приложении к методическим рекомендациям представлен перечень источников, используемых при подготовке методических рекомендаций, и перечень рекомендуемых сайтов в сети «Интернет» для использования заинтересованными лицами и организациями.


Методические рекомендации разработаны на основе:


1.              &n bsp;   материалов Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО);


2.              &n bsp;   материалов порталов "Яндекс" «Сетевичок», «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» и «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге»;


3.              &n bsp;   материалов Следственного комитета Российской Федерации;


4.              &n bsp;   материалов Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества.


Методические рекомендации основаны на положениях курса «Основы кибербезопасности» (далее – курс), разработанного Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества.


Курс был одобрен и рекомендован руководителям образовательных организаций высшего образования департаментом высшего образования Минобрнауки России (письмо от 28 июля 2017 г. № 05-11170) для интеграции курса в образовательные программы по УГСН 44.00.00 "Образование и педагогические науки" и реализуется во многих образовательных организациях Российской Федерации согласно рекомендациям парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, и модульной региональной программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции, принятой и утверждённой в большинстве субъектов Российской Федерации в качестве региональных программ и планов.


Обновление и актуализация методических рекомендаций будет осуществляться Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества до 2020 года включено согласно разделу «Организационно-административные мероприятия Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества по реализации методических рекомендаций» методических рекомендаций.


Целью использования методических рекомендаций к 2020 году являются достижение следующих показателей:


1.              &n bsp;   Охват 100 процентов общеобразовательных организаций системным обучением детей кибербезопасности;


2.              &n bsp;   Охват не менее 70 процентов педагогических работников, прошедших специальное обучение, курсы и мероприятия, направленные на повышение уровня их знаний и навыков в сфере информационной безопасности;


3.              &n bsp;   Охват не менее 20 процентов родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций, прошедших специальное обучение, курсы и мероприятия, направленные на повышение уровня их знаний и навыков в сфере информационной безопасности детей.


Актуальность информационной безопасности детей


Дети и подростки — активные пользователи интернета как в мире, так в Российской Федерации.


Доступ несовершеннолетних к сайтам в сети «Интернет» дает им возможность изучать образовательный контент, общаться с ровесниками, самостоятельно обучаться, узнавать о проводимых конкурсах, олимпиадах, принимая в них участие, и использовать сеть «Интернет» в качестве источника для собственного развития.


Однако использование интернета вместе с возможностями несет и риски, такие как:


1.              &n bsp;   Издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком;


2.              &n bsp;   Воровство его аккаунтов, денег и личных данных;


3.              &n bsp;   Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д);


4.              &n bsp;   Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.


По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, однако только 17% рассказали о них своим родителям по следующим причинам:


1.              &n bsp;   Уверенность детей в незнании родителями решения их проблем;


2.              &n bsp;   Страх перед родителями;


3.              &n bsp;   Отсутствие возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами.


По этой причине органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные организациях должны осуществлять профилактику и обучение детей навыкам безопасного использования сети «Интернет» и информирование их родителей (законных представителей) о возможных сетевых рисках.


Формирование информационной и цифровой грамотности населения, а особенно детей как одной из самых социально незащищенных категорий населения, является одним из важнейших факторов не только для сохранения информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и для обеспечения развития цифровой экономики.


В ходе пленарного заседания Петербургского международного экономического форума-2017 Президент России В.В. Путин отметил важность работы в данном направлении:


"... намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня - добиться всеобщей цифровой грамотности. Для этого следует серьезно усовершенствовать систему образования на всех уровнях: от школы до высших учебных заведений. И конечно, развернуть программы обучения для людей самых разных возрастов".


В настоящее время различные федеральные законы, нормативно-правовые акты и их положения, затрагивают вопросы обеспечения безопасности детей в информационном пространстве.


Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет механизм физического ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет».


Данный механизм предусматривает создание федерального реестра сетевых адресов, доменных имен и указателей страниц, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.


Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, блокируется оператором связи, предоставляющим доступ к сети «Интернет» данному сайту.


В Единый реестр могут быть включены следующие виды информации на сентябрь 2018 года:


1) в отношении которой принято решение о блокировке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принятое в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:


а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;


б) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществах, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;


в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;


г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;


д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;


е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;


2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;


3) постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.


Также согласно данному Федеральному закону в целях защиты интеллектуальной собственности предусмотрен механизм блокировки сайта, на котором размещен нелицензионный контент (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии).


Перечень запрещенной информации определяется данным Федеральным законом, но может быть расширен и другими Федеральными законами. В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов.


Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.


Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.


Федеральный закон №436 определяет перечень запрещенной для детей информации, возрастные категории детей и виды информации, разрешенной для той или иной категории, а также требования к обороту информационной продукции.


К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:


1. &nb

[ Скачать Открыть файл Файл поврежден или отсутствует :( ]   Загрузок: 0

Просмотров: 50
Дата: 2019-09-20 10:48:57
Комментариев: 0
Источник:
Мы ВКонтакте
Ссылки

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство образования Тверской области

Президент РФ

> Правительство России

Рособрнадзор

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Российское образование. Федеральный образовательный портал

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации (ГИА)

Квест по цифровой грамотности для школьников Сетевичок

Российская электронная школа

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

ГосДума РФ

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Совет Федерации РФ

Портал госуслуг

Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурса

Портал Госуслуг

Единая коллекция ЦОР

Интернет-портал правовой информации

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Управление образования администрации города Торжка

На сайте:
Сейчас online: 3
Пользователей: 1
Гостей: 2
Гости
Навигация
Категории
Помощь
Мы есть:
ВКонтакте Газета
Наши контакты:
Тверская область, г.Торжок
ул. Кирова, д.31
телефон/факс: 8-48-(251) 9-13-75
почта: 1centr.torzok@mail.ru
© МБОУ "Центр образования", 2012 г.