ГлавнаяРегистрацияВходВ закладки
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Бегущая строка в HTML ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ: 8-800-200-122 режим работы с 9-00 до 20-00 ежедневно, 8-(4822)-55-82-22 режим работы круглосуточно
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Год памяти и славы
Прием в 1-е классы
ВАЖНОЕ
Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека
Автор: admin  Раздел: Информационная безопасность   Сайт автора:   Email автора:


Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека 


Методические рекомендации для образовательных организаций по организации правового просвещения в сфере прав человека (далее – методические рекомендации) разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.


Методические рекомендации направлены на организацию правового просвещения в сфере прав человека в образовательных организациях Российской Федерации.


Методические рекомендации разработаны в целях:


1.              &n bsp;   реализации решений заседания Координационного совета уполномоченных по правам человека, прошедшего 7 ноября 2018 года в РАНХиГС, и Всероссийской научно-методической конференции «Правовое просвещение и образование в области прав человека: опыт и перспективы современной России», прошедшей 22 мая 2018 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА);


2.              &n bsp;   реализации статьи 1 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", статьи 18 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утверждённых Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168;


3.              &n bsp;   подготовки образовательных организаций и органов власти к реализации Федеральной государственной целевой программы по правовому просвещению в области прав человека.


Задачи методических рекомендаций:


1.              &n bsp;   Оказание методической поддержки педагогическим работникам и сотрудникам образовательных организаций России с целью организации просвещения обучающихся и их родителей (законных представителей) в области прав человека;


2.              &n bsp;   Использование современных технологий и методик в организации обучения детей правам человека, в частности в рамках межпредметного обучения, внеурочной деятельности и других форм обучения;


3.              &n bsp;   Повышение уровня правовой грамотности педагогических работников и сотрудников администрации образовательных организаций Российской Федерации в части тематических положений приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", ФГОС ООО, ФГОС НОО и ФГОС СОО;


4.              &n bsp;   Оказать методическую помощь администрациям субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и администрациям образовательных организаций в организации обучения обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников в области прав человека;


5.              &n bsp;   Формирование тем и вопросов по вопросам прав человека для включения в тематические учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы.


Методические рекомендации актуализируют положения письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2007 г. № 03-519 "Об обучении старшеклассников правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации".


Методические рекомендации направлены на организацию обучения детей по следующим направлениям:


1.              &n bsp;   Организация обучения в рамках действующих учебных предметов и (или) использования межпредметного обучения;


2.              &n bsp;   Организация обучения в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, включая организацию отдельных учебных предметов, учебных курсов и внеурочную деятельность;


3.              &n bsp;   Организация обучения в рамках дополнительного образования.


Методические рекомендации ориентированы на следующие аудитории (далее - педагогические работники):


1.              &n bsp;   Учителя, преподаватели и классные руководители;


2.              &n bsp;   Сотрудники администрации образовательных организаций, ответственные за учебно-воспитательную и воспитательную работу;


3.              &n bsp;   Ответственные лица в штате образовательных организаций, ответственные за психологическое и воспитательное взаимодействие с обучающимися и педагогами (педагоги-организаторы, психологи, методисты и другие сотрудники образовательных организаций);


4.              &n bsp;   Ответственные лица в штате образовательных организаций, ответственные за дополнительное образование и организацию внеурочной деятельности.


Данные методические рекомендации могут быть использованы общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования, профессиональными образовательными организациями, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другими организациями,  осуществляющими образовательную деятельность для несовершеннолетних обучающихся.


Методические рекомендации имеют следующую структуру:


1.              &n bsp;   Раздел «Актуальность правового просвещения в области прав человека» направлен на ознакомление педагогических работников с основными причинами актуальности организации правового просвещения в области прав человека и положениями нормативно-правовых актов, затрагивающих данную сферу;


2.              &n bsp;   Разделы «Права человека» и «Права ребенка» содержит теоритическое и историческое представление вопросов прав человека и ребенка в международной и российской практике;


3.              &n bsp;   Раздел «Защита прав» включает теоритические вопросы правосудия, деятельности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и особенностей правовой защиты детей;


4.              &n bsp;   Раздел «Обязанности и юридическая ответственность несовершеннолетних» включает различные аспекты обязанности несовершеннолетних граждан и виды их ответственности согласно действующему законодательству;


5.              &n bsp;   Раздел «Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей» содержит теоритические вопросы взаимодействия с родителями (законными представителями) детей в вопросе повышения их уровня знаний в сфере прав ребенка;


6.              &n bsp;   Раздел «Формирование демократических условий в образовательной организации» включает информацию о требованиях законодательства в сфере прав обучающихся и их родителей (законных представителей) и различные аспекты формирования демократических условий в образовательной организации;


7.              &n bsp;   Раздел «Организация обучения правам человека обучающихся и их родителей (законных представителей)» направлен на предоставление педагогическим работникам и сотрудникам образовательных организаций информации о различных механизмах организации обучения обучающихся и их родителей (законных представителей);


8.              &n bsp;   Раздел «Организация организационно-административных мероприятий администрациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными организациями по реализации методических рекомендаций» содержит перечень необходимых мер, которые могут быть реализованы администрациями субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и образовательными организациями в целях реализации данных методических рекомендаций;


9.              &n bsp;   Раздел «Единый урок прав человека» содержит информацию о проводимом по инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Едином уроке по правам человека;


10.              Раздел «Организационно-административные мероприятия Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества» содержит перечень мер, реализуемых Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества в целях реализации данных методических рекомендаций, и порядок актуализации и обновления данных методических рекомендаций.


В приложении к методическим рекомендациям представлен перечень источников, используемых при подготовке методических рекомендаций, для использования заинтересованными лицами и организациями.


Методические рекомендации разработаны на основе:


1.              &n bsp;   материалов Министерства юстиции Российской Федерации;


2.              &n bsp;   материалов Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» (ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ);


3.              &n bsp;   материалов портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»;


4.              &n bsp;   материалов Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества;


Обновление и актуализация методических рекомендаций будет осуществляться Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества до 2020 года включено согласно разделу «Организационно-административные мероприятия Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества  по реализации методических рекомендаций».


Актуальность правового просвещения в области прав человека


В настоящее время различные международные акты, федеральные законы, нормативно-правовые акты и их положения затрагивают вопросы правового просвещения детей в области прав человека.


Международные акты, затрагивающие образование в области прав человека


В соответствии с пунктом 2 Статьи 26 Всеобщей декларации прав человека, ратифицированная в Российской Федерации, гласит о том, что «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к укреплению чувства уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира".


Статья 29 Конвенции о правах ребенка Организации объединенных наций (ООН) о правах ребенка, ратифицированная в Российской Федерации, (далее – Конвенция) содержит положение о необходимости правового просвещения детей:


«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций»


Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государств, а для ее реализации создан Комитет ООН по правам ребенка. Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в данный орган доклады каждые 5 лет о реализации положений Конвенции на национальном уровне.


В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции о правах ребенка Российская Федерация направляет Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций доклад о реализации прав человека, в том числе в части образования в сфере прав человека.


В 2018 году Российская Федерации в части «I. Образование, в том числе в области прав человека (рекомендации № 205–211)» представила следующую информацию о реализации мер в области основного образования:


«Российская Федерация продолжает принимать меры в области правового просвещения. В школьной системе образования имеются различные возможности для формирования правовой культуры у учащихся как в начальной и основной школах, так и в старших классах средних учебных заведений. В основной школе по выбору учащихся изучаются различные модули, например, «Основы правоведения», «Основной Закон», «Права на каждый день», уделяется внимание таким темам как «Подросток как гражданин», «Гражданские и политические права», «Социально- экономические и культурные права». В классах социально-гуманитарного и социально-экономического профиля в программу включен самостоятельный курс права. В рамках курса «Всеобщая история» особое внимание уделяется мировоззренческому и правовому подходам концепции прав человека. В школах используются также формы внеурочной и внешкольной деятельности по правовой тематике, включая взаимодействие с правоохранительными органами…Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации принимает участие в мероприятиях, связанных с подготовкой образовательных программ по проблемам реализации и защиты прав и свобод человека, изданием учебных и методических пособий, функционированием юридических клиник, а также в проведении научно-исследовательских мероприятий и проектов, стимулировании магистерских программ, направленных на подготовку юридических кадров, специализирующихся на защите прав человека.»


Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, проходившая с 17 октября по 23 ноября 1974 года в Париже, рекомендует государствам-членам выполнять Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (далее – Рекомендации ООН) и довести Рекомендации ООН до сведения как органов, ведомств или учреждений, ответственных за школьное, высшее и внешкольное образование.


Рекомендации ООН содержат, в том числе следующие статьи:


• 11. Государствам-членам следует принимать меры по обеспечению того, чтобы принципы Всеобщей декларации прав человека и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации стали неотъемлемой частью развития личности каждого ребенка, подростка, молодого человека или взрослого путем применения этих принципов в повседневном процессе образования на всех уровнях и во всех его формах, предоставляя возможность каждому вносить свой вклад по мере своих возможностей в обновление и расширение воспитания в указанном направлении;


• 12. Государствам-членам следует побуждать работников образования в сотрудничестве с учащимися, родителями, заинтересованными организациями и обществом применять методы, которые затрагивают творческое воображение детей и подростков и их общественную деятельность и подготавливают их пользоваться своими правами и свободами, наряду с признанием и уважением прав других, и к выполнению своих гражданских обязанностей;


• 16. Участие студентов в организации учебного процесса в своих учебных заведениях следует рассматривать само по себе как фактор гражданского воспитания и важный элемент международного воспитания;


• 18. Образование следует направить как на ликвидацию условий, которые увековечивают и обостряют основные проблемы, влияющие на выживание и благосостояние человечества: неравенство, несправедливость, международные отношения, основанные на применении силы, так и на развитие международного сотрудничества, которое может помочь в решении этих проблем. Образование, которое в этом отношении должно обязательно носить междисциплинарный характер, следует увязывать с такими проблемами, как: в) деятельность по обеспечению осуществления и соблюдения прав человека, включая права беженцев; расизм и его искоренение; борьба с дискриминацией в ее различных формах;


• 20. Государствам-членам следует поощрять органы и работников образования в их усилиях придать образованию, спланированному в соответствии с данной Рекомендацией, междисциплинарное проблемно-ориентированное содержание, учитывающее сложность вопросов, связанных с осуществлением прав человека и международным сотрудничеством и само по себе служащее иллюстрацией идей взаимного влияния, взаимной поддержки и солидарности. Такие программы должны основываться на соответствующих исследованиях и экспериментальной работе, а также на определении конкретных задач в области образования;


• 33. Государствам-членам следует постоянно улучшать пути и средства подготовки и аттестации преподавателей и другого персонала системы образования для работы по достижению целей этой Рекомендации и в связи с этим: а) развивать у преподавателей мотивации для их последующей работы: приверженность этике прав человека и цели изменяющегося общества, с тем чтобы права человека осуществлялись на практике; понимание основного единства человечества; способность прививать глубокое понимание богатств, которые разнообразие культур может даровать каждому человеку, группе или нации; г) предусматривать эксперименты в процессе применения активных методов воспитания и подготовки по крайней мере по элементарным средствам оценки, особенно таким, которые применимы к общественному поведению и позициям детей, подростков и взрослых;


• 34. Государствам-членам следует обеспечивать тех, кто отвечает за руководство, инспекцию и управление, например инспекторов, консультантов по воспитанию, директоров педагогических колледжей и организаторов учебной работы с молодежью и взрослыми, подготовкой, информацией и консультациями, дающими им возможность оказывать преподавателям помощь в работе по достижению целей этой Рекомендации с учетом стремлений молодежи в отношении международных проблем и новых учебных методов, которые должны улучшить перспективы осуществления этих стремлений. В этих целях следует организовывать семинары или курсы усовершенствования по вопросам международного и межкультурного воспитания с участием руководящих работников и педагогов, на других семинарах или курсах инспектора школ и педагоги могут встречаться с другими заинтересованными группами, такими как родители, учащиеся и представители ассоциации преподавателей.


Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан


Документом, определяющим основные направления повышения правовой культуры общества и личности, закладывающим фундамент для совместной деятельности государства и гражданского общества в данном направлении, являются утверждённые в 2011 году Президентом Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее – Основы).


Главная цель Основ — создание системы качественного правового просвещения и юридического образования, основанной на единых стандартах, индивидуальном подходе, учитывающей интересы граждан и общественных объединений, позволяющей повысить правовую культуру и максимально снизить правовой нигилизм.


В Основах сформулированы такие направления правового просвещения, как правовое образование и воспитание всех членов общества, совершенствование законодательства, охрана правопорядка, обеспечение доступности правовой помощи населению и др.


Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (извлечения)


«1. Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов.


3.Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.


4.Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого её гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.


5.Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики.


6. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. …


7. Государство создаёт условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, … а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.


 Файл поврежден или отсутствует :( ]   Загрузок: 0

Просмотров: 45
Дата: 2019-09-20 10:51:30
Комментариев: 0
Источник:
Мы ВКонтакте
Ссылки

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство просвещения Российской Федерации

Министерство образования Тверской области

Президент РФ

> Правительство России

Рособрнадзор

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Российское образование. Федеральный образовательный портал

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации (ГИА)

Квест по цифровой грамотности для школьников Сетевичок

Российская электронная школа

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

ГосДума РФ

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Совет Федерации РФ

Портал госуслуг

Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурса

Портал Госуслуг

Единая коллекция ЦОР

Интернет-портал правовой информации

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Управление образования администрации города Торжка

На сайте:
Сейчас online: 6
Пользователей: 2
Гостей: 4
Гости
Навигация
Категории
Помощь
Мы есть:
ВКонтакте Газета
Наши контакты:
Тверская область, г.Торжок
ул. Кирова, д.31
телефон/факс: 8-48-(251) 9-13-75
почта: 1centr.torzok@mail.ru
© МБОУ "Центр образования", 2012 г.